Производя ремонт АКПП, мне часто приходилось сталкиваться с несколькими распространенными заблуждениями, связанными с главным вопросом: Необходима или нет замена масла в АКПП?:

  • жидкость менять не стоит в связи с тем, что она заливается на весь срок эксплуатации;
  • смена нужна, но только тогда,  когда жидкость приобретет черный цвет, за эталон берется в таком случае масло в двигателе;
  • смена нужна неполная, т.е. частичная, сливая только из корпуса АКПП;
  • смена нужна качественная, но только в специализированном СТО.


Рассмотрим условия работы современных  ATF и каким прямо противоположным требованиям они должны соответствовать. С одной стороны жидкость смазывает трущиеся сопряженные детали, и в то же время должна обеспечить сцепление между стальной поверхностью промежуточных  дисков и фрикционов. Одновременно с этим отводит избыток тепла из гидротрансформатора, в момент включения – выключения из зоны контакта фрикционов и стальных дисков. Дополнительно существуют довольно жесткие требования к вязкости ATF:

  • избыточная вязкость на непрогретой АКПП увеличивает нагрузку на лопасти ГТР;
  • излишняя текучесть при рабочей температуре влечет за собой не корректную работу блока клапанов, снижение давления  в магистрали и далее по нарастающей.


Как видим требования к жидкости довольно жесткие. В отличие от масла, используемого для двигателя, в корпусе коробки передач нет картерных газов в связи с этим не предусмотрено наличие продуктов сгорания. Отсюда вывод, что масло чернеть не должно, оно меняет цвет в процессе эксплуатации, но черным быть не может.  Наличие запаха гари и темный цвет жидкости указывают на повышенную температуру в зонах контакта рабочих муфт. Довольно часто как сами владельцы автомобилей, так и в автосервисах жидкость меняют частично, т.е. производя не полную замену - сливая только ту жидкость, что находиться в картере коробки.  Способ замены жидкости имеется и довольно простой, который не требует специальное оборудование. Правильная замена подразумевает как можно более полную замену масла в обслуживаемом агрегате. На приведенном ниже рисунке схематично указано распределение жидкости в АКПП. ATF подается в систему из поддона через фильтр, далее насосом жидкость поступает:

  • в систему смазки;
  • в блок клапанов и далее в рабочие муфты;
  • и третье направление - жидкость подается в гидротрансформатор, из него через систему охлаждения снова в поддон.


Утечка жидкости через неплотные соединения в данной схеме не рассматривается.

Из указанной схемы видно, что для удаления отработанной жидкости лучше всего подходит линия подачи жидкости от ГТР в систему охлаждения. Данную работу рекомендуется проводить с помощником. В АКПП со съёмным фильтром при смене жидкости поменять фильтр, при горизонтальном расположении поддона снять поддон и проверить наличие продуктов износа и разрушения. В корпус коробки залить ATF на 1-1,5 литра больше слитого из сливного отверстия, в данном случае системе останется немного старой жидкости в каналах системы и очень много в  ГТР. Для того, что бы удалить жидкость из гидротрансформатора и не ошибиться шлангом рекомендуется снять оба шланга с радиатора или теплообменника и опустить их в пустую ёмкость вместимостью не менее 10л.  Систему охлаждения промыть под давлением. Завести двигатель, рычаг селектора установить в положение «Р» или в положение «N», не забывая в положении «N» заблокировать колеса. Сразу же с момента запуска двигателя насос АКПП начинает выдавливать отработанную жидкость из ГТР через шланг, идущий к системе охлаждения. Как только вытекающая жидкость приобретёт цвет залитой жидкости двигатель необходимо заглушить. Шланги установить в штатные места, выставить уровень жидкости согласно инструкции прилагаемой к автомобилю. Как видим, специальная установка не требуется, все работы можно сделать своими руками. Самостоятельная работа подразумевает наличие минимальных навыков, иначе есть шанс попасть на ремонт или замену автоматической коробки. Промывка АКПП предлагаемая на многих СТО при данных работах не требуется, рекомендация по этому вопросу одна – необходима своевременная полная замена масла.

© akpp-konsult

Создать бесплатный сайт с uCoz